Kate Mcmayland and Her Orchestra — Celtic Ballad
Как бы то ни было, Леголас был всего лишь пленником, которому никто не предоставлял выбора. Он был подвязан за лодыжки невидимой верёвкой, висел вниз головой довольно долгое время и ни-че-го не мог с этим поделать. Только и оставалось, что лицезреть капризы своего пленителя и молиться валар и великому Илуватару, чтобы незнакомцу не пришла в голову идея лишить эльфа, как бы ни было это иронично, той же части тела, в которую обычно принято идеям входить. И всё же, скажи он, что лучше ему вообще было бы избежать этой встречи, Леголас бы соврал. Услышать такое пение стоило довольно многого. Не жизни, нет, — коль бы бравым воином он ни был, а погибнуть в бою не хотел; настолько бесславно — тем более, — но подобных неудобств точно стоило. Рассчитывать на такой подарок судьбы, как свобода, наверное, всё же не приходилось, и Леголас вёл диалог скорее из-за искреннего восхищения тем голосом, что способен был передать смысл песни, спев её на далёком языке, не известном эльфу, чем из-за необходимости как-то умаслить незнакомца, чтобы вернуться в Лихолесье. На самом деле, отношение к этому загадочному охотнику у лесного эльфа сложилось неоднозначное. Он понимал, что просто так ни одно мыслящее существо Средиземья не станет расставлять волшебные капканы, не имея никаких злых умыслов к пойманной добыче. Он был готов к тому, что, стоит ему оказаться найденным тем, кто установил ловушку, и церемониться с ним никто не станет: убьют, и на этом король Трандуил лишится своего наследника (впрочем, отец достаточно дорожил своим троном, чтобы ещё долго править с наследником или без), а отряды стражников леса — одного из своих преданных членов. Однако, Леголас всё ещё был жив, а незнакомец, начавший знакомство столь не тривиально, продолжал в том же духе. Относиться к охотнику-колдуну после той, оставившей неизгладимое впечатление, песни, как к кому-то ужасному, готовому убить эльфа, он уже не мог. Это не тот случай, когда жертва проникается чувствами к тому, кто держит её в неволе. Скорее, в Леголасе проснулась любовь к искусству, данная ему самим его родом, но павшая в забытье под лязгом стали.
Понимая, что он так и продолжает находиться в плену незнакомца, не позволяло Леголасу полностью довериться песне, какой бы душевной та ни звучала, как бы ни пыталась показать обладателя чарующего голоса и чутких к мелодии пальцев с хорошей стороны. Он бы и рад думать, что так спеть может лишь доблестный представитель своего народа, но сколь вразрез с остальными действиями незнакомца шла музыка, столь сильно боролись между собой доверие и вполне естественная опаска, с которой относился Леголас к этому человеку (про себя он решил, что скорее всего этот волшебник должен был быть человеком). Равно как эльф не хотел оставаться в своём не завидном положении, он не хотел и так поспешно ретироваться с места, в котором ему открылось нечто, с какой-то стороны ему чуждое и забытое. Как бы красиво ни звучал синдарин вкупе с эльфиской арфой, ему порой так не доставало этой душевной ноты.
Музыка — чудесное явление. Она может звучать в руках мастера давно выточенным ритмом и прекрасно поставленными пальцами, когда нет ни единой фальшивой ноты, и уху ни за что не уловить диссонанса. Такой способ игры вызывает уважение к знаниям нотной грамоты, умению точно высчитать такт, знать каждую долю секунды вовремя обозначенной смены пальца на грифе. На сколько полутонов понизить тон голоса, чтобы не прозвучало ни намёка на фальшь. Но на деле, музыка знатока зачастую теряет своё очарование. В ней нет души, она, за часы, если не целые годы, настолько становится привычной, что теряет свою значимость для музыканта, а слушатель на уровне подсознания всегда улавливает смену настроений. Куда красочнее звучат мелодии, идущие от сердца. Порой забытые, бывает, и вовсе наигранные по памяти и слуху. Но спетые с желанием передать чувства, нежели поразить музыкальными навыками. Не то, чтобы незнакомец не умел играть, но в его песне Леголас не улавливал ни одной заученной гаммы. Вместо неё — целая история, переданная на уровне ощущений, когда-то пережитых впечатлений, и оттого слишком яркая, чтобы не тронуть. Что ещё более удивительно, именно это исполнение вызвало воспоминания и мечты, грёзы о далёком прошлом и какую-то далёкую ностальгию, от которой щемит в грудине. И пускай эльфы довольно восприимчивы к подобного рода вещам, но им чужды переживания и открытые эмоции людей. Своего нового не_знакомого Леголас отнёс к их разряду и, что было невероятно, смог понять его выбор.
И он представился безо всякой утайки, будто окончательно вверяя себя исполнителю колыбельной. Даже если, познав чужое имя, получаешь над его владельцем власть, Леголас чувствовал, что должен был завершить обмен. Возможно, не самый равноправный, ведь что есть имя — пустое слово — против целой песни, наверняка значимой для незнакомца и важной, чтобы разделить её со своим пленником. Никто не спрашивал эльфа, согласен ли он слушать пение того, кто связал его по ногам, и вряд ли бы тот согласился, поэтому требовать оплаты труда незнакомец не мог. Но сейчас Леголас был благодарен тому, что до вопросов дело не дошло — иначе он бы многое упустил, не получив такого подарка — теперь уже размена — от их встречи. Но незнакомец снова склонил чашу весов в свою сторону. От уха чуткого эльфа не скрылась запинка, от глаза — всего на миг замершая фигура, и Леголас мог бы с точностью сказать, что настоящего имени он так и не услышал. Но Хэлл обрёл себе звание, обозначился в их знакомстве. Выбор довольно специфичен, но... Они сделали шаг навстречу друг другу, и лихолесский принц надеялся, что шагов таких будет достаточно, чтобы он оказался на земле.
И впрямь оказалось достаточно. Хэлл взметнулся, словно зрительно вырос, заполонив собою всё пространство у костра. Конечно, дело было не в действительной мощи его тела, скорее в ауре, в самой силе, которой веяло от знакомца. Леголас не успел толком обдумать новое представление об этом странном мужчине, как тут же полетел вниз. Встреча с землёй оказалась не такой радужной, но не жаловаться ведь, когда тебе наконец-то дали свободу передвижений? Ноги сильно затекли, почти незаметно меняя эльфийскую походку.
Находясь в плену, чувствуя опасность, труднее замечать происходящее. Оказавшись же в сравнительной свободе, Леголас наконец смог оглядеться, почувствовать на себе, насколько разительные изменения произошли в том клочке леса, где ему было суждено встретиться с Хэллом. Казалось, ещё чуть-чуть, и пойдёт снег, настолько природа в мгновение иссохла, готовая к ненастью. Кто был причиной такого преображения, долго думать не приходилось. Леголас буквально нутром чувствовал, как сильно давит нечто, пышущее из самого Хэлла, как вытягивает силы, которых у эльфов хоть отбавляй. Что бы почувствовал рядом с ним человек?
— Рад нашему необычному знакомству, Хэлл, — Леголас лишь слегка надавил голосом на последнее слово, будто не воспринимая его как имя, но принимая, как должное. Без какого-то умысла, он всего лишь давал понять, что сколько бы между ними не пролегло нитей доверия за эту встречу, сколько бы необычных чудес как колдовских, так и человеческих новый знакомый ему ни показал, — пленник всё равно будет помнить о том, какая роль ему отведена в этой встрече. Может, небольшие пожелания эльфа и будут учитываться, но главное ещё долго будет витать в воздухе неразрешимым вопросом.
— Не нужно обладать мудростью, чтобы видеть в Ваших поступках скрытые мотивы, — покачал головой Леголас, устраиваясь поближе к огню, в свете которого мерк мир вокруг, не показывая своего худого состояния. — Ведь Вы ждёте моего благоразумия, а я — знаю, что иной выбор чреват дурными последствиями.
Он даже улыбнулся, рассеянно и словно думая о чём-то своём, далёком, что волнует куда больше, чем пока ещё не обретённая вновь воля. На его плечи легла забота об аккомпанировании. Леголас брал в руки инструмент, внимательно его разглядывая. Примеряясь и свыкаясь с его внешним видом. Отмахнуться от пустых глазниц и хлипко держащихся в челюсти зубов довольно сложно, когда ты совершенно не понимаешь, какими традициями живут орки, и чем им так люба подобная кричащая жестокость. Правда, лихолесский принц думал, что Хэлл знает, как управляться с этим музыкальным инструментом, и оттого столь легко находит нужное звучание. Но когда пальцы в тихой пробе опустились на струну, щипком извлекая самый незатейливый звук, на удивление, тот вышел чистым и приятным слуху. К новой форме приходилось привыкать, но дискомфорта, ожидаемого Леголасом, не чувствовалось.
От знакомства с творением орков лихолесского принца отвлекла вспышка пламени. Он не собирался удивляться больше ничему, но на этот раз руки Хэлла не просто держались в огне — они сами держали огонь! Близко к лицу, не опаляя капюшона, скрывавшего лицо, не выжигая кожу на руках так, чтобы та лохмотьями слезала и пахла горелым. Сколько ещё в арсенале этого загадочного охотника было колдовских трюков, и, главное, зачем ему было раз за разом показывать свои способности? Он будто пытался показать эльфу за одну встречу всё, на что его сил может хватить, но не мог — слишком велики были его знания волшебства и прочих неведомых умений, что и за век не показать. Впрочем, у Леголаса-то век уж точно был. Но провести столько времени в заточении он совсем не горел желанием. Отвлекаясь от нового трюка, эльф ещё раз провёл пальцами по струнам: на этот раз более уверенно, подводя итог изучения инструмента и привлекая к себе внимание. Он наблюдал за резким хлопком, за короткой вспышкой света прежде, чем вокруг снова разольётся равномерное пламя костра; как пальцы спустили капюшон на плечи, и Хэлл предстал перед эльфом, каков он есть. Хотелось так думать, не брать в расчёт слишком много произошедших метаморфоз окружения и не думать, будто Хэлл мог провернуть подобное и с собой. Во всяком случае, тот выглядел обычным человеком, а этот нюанс действовал довольно успокаивающе. И было в его внешности что-то такое, знакомое и близкое. Привычное, как наконечник стрелы, когда тетива лука натянута до упора, готовая пустить орудие в цель. Может, дело в глазах?
Бессмысленное бренчание по струнам оборвалось, Леголас дождался первых слов песни, чтобы приноровиться к темпу и подхватить. Он наигрывал мелодию, приходящую на ум и удивительно попадавшую в лад с мелодией напева. Выбор, сделанный Хэллом, удивил эльфа. Удивил словами и смыслом, нежным и мягким. Даже... романтичным? Несмотря на спетую совсем недавно колыбельную, знакомец снова смог поступить совершенно неожиданным образом. У него был чарующий голос, придавший свою толику волшебства как первой песне, так и той, что звучала сейчас. Голос не могучего мага, совсем недавно зелёным пламенем освободившего пленника, но настоящего менестреля, чьё волшебство пения гораздо сильнее. Леголас прикрыл глаза, на ощупь находя нужные позиции пальцев и струны. Песня проникала глубже, чем могла достать магия. Глубже, чем входит стрела, пронзившая свою цель.
Тёмные дела надо делать в темноте. © Хоббит
За кострищем — сплошная темень. Так почему песня кажется такой светлой?